обыкновенно

Немного о себе

Наверное, настала пора сделать краткую информацию о себе
Collapse )


Очень интересно было бы услышать мнение о моем журнале "из вне".
Люблю комменты. Для меня это знак, что пост прочли, заметили и отреагировали.
обыкновенно

(no subject)

P6100053

Июнь этого года. Румыния. Брашов.
Черная Церковь.
Одно из ярких воспоминаний: детишки играют в футбол у ее стен. Огромная, древняя, почти фантастическая и вполне современные, живые, яростно вопящие школьники младших классов. И все это залито пронзительным солнцем.
обыкновенно

Спецкомбинат просит навести порядок

Уважаемые минчане и все, чьи умершие близкие покоятся на малых кладбищах Минска.
Сегодня, приехав на Масюковщинское кладбище, обнаружили пятна желтой краски на крестах и записку с просьбой привести в порядок захоронения и надмогильные сооружения, в связи с выявлением заброшенных захоронений на воротах кладбища. Имея грустный опыт Крупецкого кладбища
(этапы и итоги "наведения порядка" см. http://dig-gaja.livejournal.com по тэгу "Крупцы") и зная, что подобное начали на Военном кладбище, хочу предупредить:
1. Не бросайтесь покупать краску/ красить/ поправлять, подсыпать/полоть. Никто на реальное состояние креста, ограды и насыпи не смотрит. У спецкомбината есть утвержденный проект, по которому ВСЕ кресты снимаются, снимаются ВСЕ ограды и металл вывозится (насколько понимаю, на вторчермет) и нивелируются (ровняются с землей) ВСЕ насыпи. Не тратьте свое время и деньги.
2. Определитесь заранее, готовы ли Вы положить значительный кусок времени, сил и нервов на бодание с системой. Потому как, если Вас не устраивает уничтожение креста и ограды и хождение с газонокосилкой (после) и поездки на мини-тракторе (в процессе) по могилам ваших родных, готовьтесь к тягомотной и душувынимающей борьбе. Пишите заявления, регистрируйте их официально. Пишите протесты.
Будьте готовы, что все кому не лень, будут рассказывать Вам, какой Вы идиот и от какого светлого будущего отказываетесь. Если до ваших заявлений информация о предстоящем "благоустройстве" вешалась на кладбище, а Ваш телефон ну никак ни находился, то после - Вам будут звонить в любой день недели в любое время и давить, давить, давить. Свою нервную систему после этого я до сих пор привожу в порядок и с ужасом думаю о следующем этапе боев.
3. Если у Вас имеются захоронения без оград и памятников (например детские первой половины ХХ века), будьте готовы к тому, что Вам придется доказывать, что это - захоронение. Причем захоронение не котика/собачки, а человеческое.
4.Сецкомбинат указывает, что предпринимает меры согласно норм, утвержденных в 2000 г. При этом "приводятся в порядок" захоронения ХХ века.От начала его. Я, к сожалению, не юрист, но от чего-то мне кажется, что надгробные сооружения, установленные в ХХ веке должны оцениваться по законам ХХ века. И, устанавливались они на средства родных и близких. Наверное, родные и близкие должны иметь какое-то право голоса при решении их судьбы.
5.Не имеет смысла пытаться обращаться за помощью к Православной церкви. "Благоустройство" делается под ее эгидой и с ее благословения.
6. Часть захоронений в процессе "благоустройства" незаметно и недоказуемо исчезает.
В попытке быть объективной скажу: да, ухаживать за кладбищем без кустарника (а его вырезают полностью), без оград и крестов, которые необходимо чинить/красить и которые мешают передвижению по кладбищу, без могильных насыпей, которые необходимо подсыпать/подновлять, без значительной части захоронений - легче. Вместо крестов устанавливаются (на Крупецком устанавливались, причем бесплатно) небольшие каменные плитки. В целом облик кладбища после "реконструкции" приближается к армейским кладбищам в Штатах. Чистенько, унифицировано и безжизненно.
Знаю, что многим новый облик кладбищ по вкусу. Чисто, просторно, "по-европейски".
Выскажу свою точку зрения, как историка и музееведа и как человека, у которого несколько поколений близких лежат на двух малых кладбищах Минска.
Во-первых, мои предки были православными. Их похоронили по православному обряду и я не понимаю, почему сейчас крест должна заменить каменная тумбочка.
Во-вторых, на протяжении длительного времени (в моем случае, некоторые захоронения отметили полуторавековой юбилей) моя семья ухаживала за местами захоронений. Никто ей в этом не помогал. Справлялись как-то сами. Если кто не знает - год-другой без ухода и могила плывет. 10 лет - ее уже можно и не найти. У нас полтора десятка могил на одном кладбище и где-то столько же, если не больше, на другом.
В третьих: кладбища - это память. Память города. К сожалению, урбанизация второй половины ХХ в., а особенно поток переселенцев начала ХХІ века привели к утрате этой самой памяти и нормального отношения к местам захоронений. Слишком многие начинают воспринимать установку памятников и уход за захоронениями как фетишизм и культ предков, а кладбища - как бесцельно пропадающие куски дорогостоящей городской земли. Появляется какой-то нездоровый страх. Многие не готовы принять, что кладбище - вполне достойный объект для музеефикации. И что традиция захоронений ХХ века ушла вместе с ХХ веком. И сейчас надо сохранить то немногое, что осталось от памятников конца ХІХ - 60-х гг. ХХ в. Несомненно, многие участки кладбищ имеют сейчас страшный вид. Необходимо общественное обсуждение, в котором приняли бы участие историки, искусствоведы, музейщики + близкие погребенных + сотрудники спецкомбината и в результате которого будет выработана адекватная концепция приведения мест захоронений в достойный вид с максимальным сохранением аутентичности и исторически ценных захоронений. То, что имеем сейчас - самодеятельность спецкомбината и городских властей с благословения РПЦ. Да, Масюковщина и Сухарево не Сент-Женевьев-де-Буа и не Александро-Невская Лавра. Но если они утратят свой исконный облик, Минск многое потеряет. А ведь подобные попытки предпринимаются и на Кальварии (простите, я не верю рассказам про пионеров, в советские времена спиливавших на металлолом кресты) и на Военном...
обыкновенно

Минск на костях

Оригинал взят у incopolis в Минск на костях
1) Возвращаясь к проблеме того, что мы все живем на костях (кратко: в среднем на каждый 1 кв.км. суши приходится 671 умерший),
2) Подводя итог интересной лекции в Клубе любителей истории Минска,
3) Значительно дополняя статью на KYKY-сайте,
я нарисовал эту карту кладбищ и братских могил Минска. Отмечены те кладбища, которые еще существовали в 20 веке (более старые, о которых нам известно только по материалам раскопок и архивных документов, сюда не включены). Здесь отмечены только те минские кладбища, которые находятся в пределах административных границ столицы. Городские кладбища, которые расположены за ее пределами (Северное, Западное, Чижовка, Колодищанское), тут не указаны.

Дополнения и замечания приветствуются.

Кликайте - откроется в большом размере (1.550 Кб)

обыкновенно

(no subject)

Так получилось, что два дня подряд мне повезло: в четверг попала на презентацию книги по послевоенному Минску немецкого исследователя Томаса Бона, а в пятницу - на лекцию коренного петербуржца Ильи Утехина.

Оба, пусть и в несколько разных ракурсах изучают советского горожанина и его взаимодействие с общественным пространством и властью. и вот что забавно: Томас Бон пытается понять как практически закрепощенный житель послевоенной деревни умудрялся перебраться в город сам и перетащить туда половину колхоза, а Илья иллюстрирует повесть о советском человеке в пространстве коммунальной квартиры рассказом о таком массовом источнике как обращения граждан к верховной власти. Т.е., в архивах отложился значительный пласт телеграмм на правительственных бланках, имеющих вполне узнаваемые общие черты. Стандартный вариант: "В Кремль. Хрущову. Срочно!!! Разобраться и принять меры! Прошу обратить внимание на происходящее в кв. №35 д. 15 по ул.Садовой. Гражданка Пупкина О,М,"

Первое ощущение исследователя - гражданка Пупкина наивна, глупа, неадекватна. Но на самом деле - перед нами часть хитрой схемы по самозахвату комнаты. Как все понимают, в коммунальной квартире проживало некое количество семей. Если одна семья съезжала, либо одинокий сосед помирал, появлялась возможность улучшить свои жилищные условия. Для этого необходимо было собрать объемистый пакет документов. Желающих могло быть несколько. Наиболее ушлые граждане действовали как мадам Пупкина. Получив обращение гражданина на правительственном бланке, власти должны были предпринять хоть какие-то действия. Естественно, до Никиты Сергеевича, ничего не доходило, его этим не беспокоили. Обращение фиксировалось. В кв. №35 дом №15 по ул. Садовой направлялась комиссия. Обычно комнату опечатывали, а если кто-то из соседей заселился без пакета документов - выселяли. Гражданка Пупкина фиксировала свое стремление к улучшению жилищных условий и получала фору в оформлении документов. Таких моментов и моментиков масса - люди выживали как умели.

К сожалению, попытка приобщить студентов к полевым методам социальной антропологии успеха не имела - расспросить родственников старшего поколения о последней советской реформе денег и становлении независимого денежного обращения РБ им оказалось в лом. А жаль.
обыкновенно

(no subject)

Просмотрела комменты к проекту закона. Тихо зверею. Основное - какашки, какашки и еще раз какашки. Не, понятно что тема наболевшая, а дерьмо всегда поверху плавает.
На вменяемый голос с просьбой объяснить, куда и как направляются взимаемые с зарегистрировавших собаку владельцев средства и разумное требование выделить участки для выгула и для тренировок, мусорки для фекалий, пакетики для них же, хор "а вам никто ничего не должен! Если заняться нечем и скучно - детей бы заводили!"
Почему-то детей, зачатых со скуки, искренне жалко...
В основном вопли делятся на два противоположных варианта:
- Аааааааааааа, поназаводили собак, а они половину населения РБ съели (а кого не съели - понадкусывали) и антисанитарию разводят, мочатся в лифтах. Запретить нахрен содержание в городе! А лучше вообще запретить содержание собак. Потому как я их боюсь.
- Ааааааа, собачка должна гавкать. как она может не гавкать? И стерилизовать я ее не буду - я дворняг люблю. И уродовать собаку не дам, пусть счастье материнства испытает!
Грустно, очень грустно.
И замечательным образом показывает уровень культуры и образования нашего общества.
Про ОКД, обязательное обучение владельцев, про ответственность и про туеву кучу других норм - большинство даже не задумывается...
А мне вспоминается Мюнхен - и пожилой герр не спеша идущий со своим спаниелем через луг с сотнями диких гусей... спаниель без поводка и намордника... с точно тем же выражением морды, что и у хозяина и полным игнором всего, кроме хозяина.
Мне вспоминается Варшава и кафе, где престарелая пара с таксой спокойно пила чай и кушала пирожные, а официантка уточняла, чего еще принести собачке, кроме воды...
Мне вспоминается Стокгольм и миски с водой для собак на улице...
Наверное, я не понимаю чего-то в этой реальности.
Фаюм и мопсы лаяли очень редко. Только если не могли объяснить мне чего-то иными способами.